Новоселова Мария Викторовна

  • Обо мне
  • Публикации
  • Родителям
  • Методики
  • Литература для педагогов
  • Обо мне
  • Публикации
  • Родителям
  • Методики
  • Литература для педагогов
smmscore.com
Главная Методики

МЕТОДИКА «РИСУНОК ЧЕЛОВЕКА» (Методика Гудинаф Ф., Маховер К.)

Одной из наиболее простых по процедуре проведения, но позволяющих получить достаточно информации о личностных особенностях ребенка является методика «Рисунок человека».

На основе интерпретации характера прорисовки фигуры человека и его частей можно выявить некоторые общие тенденции в развитии личности ребенка, определить в общих чертах его трудности, конфликты, эмоциональный фон.

Инструкция к методике «Рисунок человека» звучит следующим образом: «нарисуй человека». Ребенок выполняет рисунок простым, твердым карандашом.

После того, как ребенок закончил рисовать, необходимо попросить его рассказать о нарисованном им «человеке». Желательно, чтобы вопросы были косвенными: «как ты думаешь, с кем он дружит?», «как тебе кажется, у него много друзей?» или альтернативными: «как тебе кажется, он любит драться или нет?», «как ты думаешь, он с кем нибудь дружит или нет?».

Проективные возможности методики ограничены возрастом ребенка, не целесообразно применять их на детях младше 5 лет. Выраженность у ребенка потребности в социальных контактах, эмоциональный опыт, полученный в них, и связанные с ними проблемы существенно сказываются на формировании отношения его к другим людям и их отношении к нему. Все это выявляется в рисунке человека при прорисовке рук.

Если ребенок последними рисует руки, можно предположить, что он боится социальных контактов.

Широко расставленные в сторону руки могут свидетельствовать о потребности в широком круге социальных контактов. Опущенные руки, напротив, - в узком круге общения.

Сочетание широко расставленных в сторону рук с преувеличенно большими кистями, как правило, свидетельствует о наличии у ребенка выраженной, но не удовлетворенной потребности в общении,      а следовательно, и о неблагополучии его взаимоотношений с окружающими.

Рисунок человека с опущенными руками и хорошо прорисованными кистями интерпретируется как показатель высокой избирательности (но не закрытости) в общении.

Отсутствие кистей рук свидетельствует о сниженной практике общения ребенка. При этом потребность в общении не обязательно снижена. Она может быть очень высокой, но в силу неблагоприятно складывающихся взаимоотношений подавленной, загнанной внутрь.

Если руки длинные и широко расставлены без кистей, можно предположить, что общение ребенка имеет широкой, но формальный и поверхностный характер.

Если кисти рук отсутствуют у человека с опущенными руками, можно сделать предположение, что сниженная потребность в общении сочетается с его эмоциональной бедностью. Такой характер общения связан с нарушениями эмоционального развития ребенка, а не с отрицательным опытом взаимодействия.

Длина рук часто рассматривается как показатель потребности в самостоятельности, автономности: чем длиннее руки, тем больше потребность.

Изображение кистей рук в виде кулаков, прорисовка пальцев в виде длинных палочек рассматриваются как признаки агрессивных тенденций.

Если ребенок штрихует руки или вообще их не рисует, это свидетельствует о трудностях в социальных контактах, с которыми у него связано чрезмерное эмоциональное напряжение.

Прорисовка пупка интерпретируется как проявление эгоцентризма. Эгоцентризм имеет характер лргчностной особенности и связан с эгоистичной направленностью личности.

Профильное изображение головы или изображение человека со спины рассматривается как проявление закрытости ребенка, ухода от общения. Это своеобразная защита от негативных переживаний, связанных с возникающими в общении трудностями, а не сниженная потребность в общении.

Изображение линии земли - показатель чувства тревоги, неуверенности ребенка, отражающее его реальное положение в системе взаимоотношений с другими.

С помощью методики «Рисунок человека» можно выявить такие общие тенденции в личностном развитии, как демонстративность, тревожность, агрессивность.

Демонстративность. Как правило такие дети успешны в игровой деятельности, с ними охотно и часто контактируют сверстники, что создает впечатление успешности их взаимоотношений. Однако у таких детей могут возникать проблемы в семье и в группе из-за их повышенной потребности во внимании.

О демонстративных тенденциях ребенка свидетельствует степень декорированности фигуры человека. У девочек - это пышное платье человека, корона и др. У мальчиков - множество разнообразных, наобычных карманов, нашивок, необычных шляп. На демонстративность может указывать размер фигуры. Рисунок может быть таким крупным, что с трудом помещается на листе. Встречаются дети, которые испытывают потребность во внимании, но не могут ее полностью реализовать в силу присущей им тревожности. Рисуя человека, такие дети изображают себя в виде принцессы или других необычных персонажей, за счет украшения своего образа. При такой компенсаторной демонстративности ноги либо вообще отсутствуют, либо рисуются с нарушением пропорций - чаще всего они чрезмерно длинные.

Тревожность. Как правило, тревожность детей связана с нарушениями в семейных взаимоотношениях. Неуверенность тревожного человека, стремление других детей доминировать над ним могут приводить к еще большему снижению эмоционального фона, к тенденции избегать общения, возникновению внутренних конфликтов, связанных со сферой общения, усилению.

В «Рисунке человека» на тревожность указывают особенности самого процесса рисования. Тревожный ребенок часто обращается к экспериментатору за поддержкой и одобрением, спрашивает, все ли он правильно делает. Нажим на карандаш очень силен. О крайней степени тревожности свидетельствует «тревожная линия» (ребенок рисует контуры не сплошной линией, а косыми штрихами).

Тревожный ребенок имеет тенденцию исправлять рисунок, при этом исправления не приводят к улучшению.

Для рисунка тревожного ребенка характерна штриховка, которая, как правило, очень разрашиста и выходит за контур. Если штрихуются руки человека, то можно предположить, что в первую очередь социальные контакты вызывают у ребенка наибольшее эмоциональное напряжение и являются источником его тревожности.

О тревожности свидетельствует и подчеркнутая прорисовка глаз, их преувеличенных размер, особенно если глаза зачернены.

Характерная особенность тревожного человека - преувеличенное внимание к деталям. На них он как бы застревает, не решаясь закончить рисунок. Многие тревожные дети пересчитывают на рисунке пальцы рук, рисуют большое количество пуговиц. Агрессивность. Стремление доминировать над сверстниками, прибегать к силе как средству привлечения внимания или разрешения конфликтов, как правило, является причиной трудностей в общении, которые возникают у агрессивных детей. Такие дети часто оказываются в изоляции, что провоцирует их на новые агрессивные реакции.

В рисунке человека о наличии у ребенка агрессивных тенденций могут свидетельствовать преувеличенные кулаки, длинные растопыренные пальцы. На наличие вербальных форм агрессии, как правило, указывают подчеркнутая прорисовка рта, изображение его приоткрытым.

Место работы

МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №20" г.о. Балашиха

© новоселовамв.рф

Сайт педагога-психолога